17:34 

Связь живых и мертвых: поклонение черепу в Боливии.

The Highgate Vampire
La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Когда-то мы рассказывали о празднике натитас, который проходит в Боливии в месяц мертвых - ноябрь. Но оказывается связь живых и мертвых в этой стране не ограничивается одним днем. О древних традициях и обрядах с черепами мы и расскажем ниже.
Автор: Paul Koudounaris
Пересказ: The Highgate Vampire


Крупнейший квартал Ла-Паса – Эль-Альто.
Подразделение полиции по особо тяжким преступлениям.
В углу комнаты для допросов (в коробках из оргстекла) на столе покоятся два черепа – Хуанито и Хуанита. Последний хранится в участке более 30 лет, а первый и вовсе - столетие. Они не являются уликами какого-то нераскрытого убийства, как и напоминанием об ужасном преступлении. Они находятся здесь, чтобы оказывать помощь детективам в допросах подозреваемых. По словам отставного полковника Фаусто Теллеза – бывшего начальника отделения – черепа помогли раскрыть около сотни случаев во время его пребывания в должности.
В вязаных шапочках и широких солнцезащитных очках Хуанито и Хаунита окружены различными подношениями: листья коки, сигареты, обетные свечи и конфеты – все это оставляют сотрудники полицейского участка в благодарность за оказанные услуги. При сложных и запутанных преступлениях детективы по традиции пишут на листке бумаги просьбу о предоставлении хоть какой-либо информации по делу. Запрос кладется в стеклянную коробку к черепу.
По оценкам Теллеза использование черепов сокращает время следственного процесса почти в два раза. А вот что полковник говорит про допросы: «Даже если подозреваемый хочет соврать, он не может это сделать, если черепа присутствуют при допросе. Если черепа участвуют, люди всегда говорят правду».
Для постороннего все это звучит, по крайней мере, необычно, если не сказать странно, но для Боливии это нормально. Хуанито и Хуанита – натитас – термин, который буквально означает «маленькие курносые». Человеческий череп – дом души покойного, выступающего в качестве защитника, помощника и заступника по жизни. В то время как почитание этих черепов мало известно за пределами Боливии, в стране, и особенно в Ла-Пасе, их могущество имеет большую славу.
Хуанито и Хуанита всего лишь два черепа из тысяч подобных, сокрытых в домах, офисах и других местах. Здесь, высоко в Андах, где традиционные системы убеждений и верований никогда не были в полной мере уничтожены европейской колонизацией, натитас обеспечили уникальную возможность заглянуть в связь между живыми и мертвыми.
Не каждый человеческий череп – натита. Так называются те, которые были выбраны отдельными лицами, семьями или группами людей, чтобы затем были выполнены соответствующие ритуалы в честь души, обитающей внутри черепа. Натита – это не просто череп, а сочетание черепа и духа, который использует череп как locus и предоставляет различные виды сверхъестественной помощи для своих благодетелей. Натита – это близкий друг или член семьи. Многие черепа передаются из поколения в поколение. Часто можно найти людей, которые сообщают, что их натита была с их семьей в течение многих десятилетий. Тот же Хуанито на страже порядка уже целый век.
У некоторых людей даже есть собственные коллекции черепов, каждый из которых имеет свои способности, тем самым владелец может предоставлять широкий спектр услуг. Крупнейшая коллекция принадлежит местной ятири (аналог целителя или медиума) – Донье Ане (у нас есть интересная история Пола о черепах этой женщины). Она держит десяток натитас в доме, который открыт для посещения как святыня и часто переполнен единомышленниками. Каждый из черепов Доньи имеет свою специальность: один помогает в вопросах здоровья, другой – в любви и тд. Череп Начо, например, отвечает за учебу. Коллекции черепов могут быть и в обычных семьях, члены которых могут обращаться с просьбой к разным натитас.

В городе с ярко выраженным социальным неравенством натитас своего рода объединяющий фактор, так как вера в его силы распространяется на все слои общества: и на необразованных бедных, и на представителей элиты. Анна Гусман, медсестра, вспоминает, что несколько лет назад ее старший коллега имел натиту, будучи уверенным в ее лечебных свойствах. «В критических ситуациях, когда лечение было неэффективно, натиту привозили в больницу, и мы просили ее оказать больному помощь. Часто люди, на которых уже ставили крест, шли на поправку».
В конце концов, директор больницы приказал убрать череп из здания. Но многие врачи до сих пор в тайне приносят черепа себе в помощь, так как убедились в их способностях.
Натитас обычно хранят на маленьких алтарях в доме. Чтобы финансовые дела шли хорошо в уста черепа нужно положить деньги. Это поможет не только умножить капитал, но и защитить уже имеющиеся активы.
Натитас хороши и в охранной деятельности. Уроженка Ла-Пас Мария Пас Мезиллоне рассказывает, что однажды забыла закрыть свой магазин. Наутро Мария обнаружила распахнутую настежь дверь, что говорило о ночных посетителях, но ничего не было украдено или разбросано. «Потому что у нас есть наш натита Педро. Из него охранник лучше, чем из собаки!» - уверенно заявляет женщина.
Может показаться, что натитас – это черепа умерших родственников, которые семье превратили в талисманы, но это не так. Подавляющее большинство натитас не сохранили свои человеческие имена и истории жизни. Традиционная аймарская вера считает, что дух человека состоит из нескольких душ (ajayu). Большие и малые варианты душ формируют разные черты характера человека. После смерти эти души освобождаются и могут отделиться друг от друга. Таким образом, дух, находящийся в черепе, является самостоятельной/отдельной личностью, вовсе не обязательно той же, которой был человек при жизни. После того, как череп возьмут в дом и принесут ему подношения , душа выйдет на связь со своим новым благодетелем. Как правило, общение будет происходить во снах. Именно тогда дух сообщает, кто он, и возникает связь между ним и человеком, забравшим череп
Черепа добываются из разных мест: медицинские школы, могильники, археологические раскопки. Традиционно наиболее распространенным источником черепов является Центральное кладбище Ла-Паса. Места на этом некрополе не покупаются, а сдаются в аренду. Следовательно, нет платы – нет могилы. Невостребованные останки выкапываются и сжигаются, а пепел отправляется в общую могилу. Но могильщики часто тайно продают черепа на сторону, не сжигая их с остальными костями, что, конечно же, незаконно.
И эти черепа возвращаются на кладбище каждый год 8 ноября.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

NECROPOLIS: кладбища мира

главная